Как DST и Тагрегадос выполняли работы по “сносу” карьера в Говайнш

18.06.2024

Издание D&Ri пообщалось с представителями компаний DST (Domingos da Silva Teixeira) и Tagregados, входящими в DST Group, о недавнем сносе и рекультивации карьера Говайнш в Португалии.

На севере Португалии, на охраняемой территории Alvão/Marão Natura площадью 600 кв. км, раскинулся красивый зеленый “озерный край”, который выглядит так, словно существовал здесь всегда.

Но на самом деле это водохранилище – плотина Говайнш, и оно существует всего год, поскольку было создано в результате строительства плотины Говайнш, а также сноса и рекультивации карьера Говайнш.

Информация о карьере в Говайнш

Карьер был построен специально для того, чтобы энергетический гигант Iberdrola смог построить три гидроэлектростанции на реках Тамега и Торно в бассейне реки Дору, которые в совокупности обеспечивают 6% потребностей страны в энергии.

Таким образом, строительство, эксплуатация и, в конечном итоге, вывод из эксплуатации карьерных сооружений были строго регламентированы экологическими нормами.

Центральную роль в проекте с самого начала занимал строгий надзор со стороны португальских властей, DGEG (Главного управления энергетики и геологии), APA (Агентства по охране окружающей среды Португалии), ICNF (Института охраны природы и лесов) и CCDR-N (Комиссии по координации и развитию Северного региона).

По окончании восьмилетнего срока эксплуатации карьера, к этому времени на нем были изготовлены строительные материалы для трех плотин гидроэлектростанций, была проведена сложная процедура демонтажа в соответствии с планом восстановления окружающей среды, утвержденным разрешительными органами власти.

Масштаб работ

Карьер площадью 27 га включал в себя зону для дробления площадью 8 га, вмещающую десять установок, одну щековую дробилку, две конусные дробилки, вертикальную шахтную дробилку, 1,5 км ленточных конвейеров и шесть бункеров-хранилищ.

Подпись к фото: С другого берега реки Торно виден коффердам вокруг карьерного комплекса.

С двух сторон территория карьера была окружена гигантским коффердамом из пленки ПНД (полиэтилена высокой плотности), двух слоев геотекстиля, грунта и подпорной стенки из каменной насыпи для защиты карьера от вод водохранилища.

В то время как основным объемом работ DST было строительство карьерных сооружений и производство заполнителей для строительства плотин гидроэлектростанций, они также отвечали за закрытие карьера по завершении инфраструктурного проекта.

Таким образом, расчистка и восстановление участка представляли собой уникальный комплекс задач для генерального подрядчика в лице DST.

Главной из этих задач было завершение работ всего за три месяца. Для достижения этой цели DST проводила снос и рекультивацию в два этапа.

На первом этапе был проведен полный демонтаж всех объектов, оборудования, установок и строений на участке, а также рекультивационные работы на земле. Под все эти работы был выделен один временной промежуток. 

Затем, после тестирования коллектора компанией Iberdrola, второй этап включал в себя демонтаж коффердама – последнего рукотворного сооружения на участке.

Расчистка участка карьера

Компания DST приступила к первому этапу проекта, разделив площадку на четыре отдельные зоны, чтобы можно было одновременно демонтировать бункеры и очистить завод, оборудование, инфраструктуру и вспомогательные помещения.

Подпись к фото: Демонтированные карьерные установки и оборудование заполнили 150 транспортных контейнеров.

Нуно Фариа, руководитель проекта DST Group, описывает это так: “Всю сталь с завода пришлось аккуратно демонтировать, так как она должна была быть перевезена в Анголу для использования на другом карьере”.

“В общей сложности завод и оборудование поместились в 150 морских 40-футовых  контейнеров. Поэтому, это была довольно сложная логистическая задача”.

Камень преткновения: демонтаж гигантских конструкций

Ключевой частью этого первого этапа проекта по сносу был демонтаж шести бункеров, которые использовались для хранения 12 000 тонн заполнителей.

Бункеры высотой 30 м и диаметром основания от 9 до 11 м были установлены на железобетонной плите.

“Каждый бункер состоял из двенадцати металлических колец высотой 2 м. Каждый кольцевой слой состоял из нескольких стальных пластин, которые крепились болтами друг к другу и к следующему кольцу”, – говорит Нуно. “Для пробной сборки бункеров мы использовали кран, чтобы понять, как лучше всего их собирать”.

“Сначала мы пытались возводить хранилище по частям, по одному кольцу за раз. И в то время мы думали, что такой способ будет и самым простым при их демонтаже”.

“Однако мы быстро поняли, что это может привести к деформации металлических колец”.

“- А поскольку бункеры вместе со всеми другими установками и оборудованием должны были быть перенесены на другую площадку и использоваться повторно, мы не могли рисковать их целостностью”.

Нуно отмечает: “Кроме того, разобрать их по частям было бы невозможно в течение трехмесячного срока, выделенного на снос”.

В конце концов, компания DST установила каждый бункер непосредственно на плиту, снова по одному кольцу за раз, но только до половины их общей высоты.

Пока это делалось, вторая команда собирала верхнюю половину каждого хранилища на земле, которая затем присоединялась к уже закрепленной на плите нижней части.

“Это дало нам несколько практически полезных идей относительно того, как мы могли бы ускорить демонтаж в дальнейшем”, – говорит Нуно.

“Принимая во внимание максимальную грузоподъемность крана, мы решили демонтировать цилиндры хранилищ не двумя секциями, а тремя. Каждая секция должна состоять примерно из четырех кольцевых слоев”.

Нуно добавляет, что, поскольку бункеры к этому моменту использовались уже почти восемь лет, их структурная целостность была ключевым фактором при демонтаже.

“Мы не знали, как износ хранилищ повлиял на их конструкцию. Поэтому, при их удалении, мы должны были проявлять особенную осторожность”.

Подпись к фото: Компания DST изготовила специально разработанную поперечную балку, которая позволила крану безопасно перемещать большие секции шести бункеров карьера.

“Чтобы решить проблему деформации конструкций, мы сконструировали опорную поперечину, которая крепилась к крану”, – объясняет Нуно.

“Конструкция позволяла крепить его к кольцевым слоям цилиндров хранилищ с помощью четырех точек крепления, соответствующих диаметрам силосов 9, 9,5 и 11 метров”.

“Поперечная балка была очень важна как для распределения нагрузки, так и для предотвращения деформации кольцеобразных слоев силоса”.

“Да, мы потратили некоторое время на ее подготовку и проверку, но это в свою очередь значительно ускорило темп, с которым мы могли демонтировать конструкции”.

“И это было крайне важно для того, чтобы завершить работы в течение короткого трехмесячного периода, который у нас был, потому что мы знали про предстоящий еще демонтаж плиты, на которой располагались бункеры, что он займет много времени”.

“Таким образом, разработка поперечной скобы действительно изменила правила игры”.

Для завершения демонтажа потребовалась рабочая группа DST из 20 рабочих-демонтажников, которые использовали два телескопических крана, четыре подъемные платформы, экскаватор-погрузчик, два вилочных погрузчика и автокран-самосвал.

Демонтаж железобетонных конструкций

После демонтажа бункеров специализированное подразделение DST Group по сносу, взрывным работам и бурению, Tagregados, смогло демонтировать бетонную плиту, на которой они находились.

Но к этому времени у специализированного подрядчика было всего две недели на завершение поставленной задачи, и в итоге это оказалось одним из самых сложных пунктов проекта.

Подпись к фото: Бетонная плита была настолько прочной, что потребовалось снести два ряда колонн, чтобы проломить ее сводчатую крышу.

“Когда смотришь на фотографии, объект демонтажа кажется маленьким. Но маленьким он никак не был”, – говорит Диого Фонсека, генеральный менеджер Tagregados.

Фактически, длина плиты составляла 60 м, ширина – 12 м, а толщина достигала – 1,5 м. Только в верхней секции было использовано более 350 тонн стали и около 1200 кубометров бетона.

“Прежде чем приступить к демонтажу, мы изучили различные решения, включая алмазную резку канатной пилой. Но мы не знали, как канат справится с таким количеством стали, и решили, что это займет слишком много времени”, – объясняет Диого.

“Мы также изучили возможность использования взрывчатых веществ для сноса ключевых несущих узлов. Но опять же, учитывая количество стали внутри плиты, это не давало нам достаточной уверенности в результате”.

“Чтобы снести плиту за те две недели, что у нас были, единственным реальным вариантом было механическое обрушение”.

Таким образом, компания Tagregados использовала для выполнения этой задачи шесть 36-тонных гидравлических экскаваторов, два 24-тонных гидравлических экскаватора, мобильную щековую дробилку и множество гидравлических молотков, гидроножниц и измельчителей.

“Верхняя плита поддерживалась несколькими рядами колонн, которые поддерживали секции с арочными крышами”.

“В самом толстом месте толщина стены составляла 1,5 м, а в самом узком – 1 м, и поэтому мы изначально думали, что если уберем первые опоры, то это станет буквально переломным моментом”, – говорит Диого.

Подпись к фото: Несмотря на трудности, плита была полностью демонтирована на два дня раньше запланированного срока.

“Но, конечно, поскольку конструкция была спроектирована для размещения 30-метровых бункеров и 12 000 тонн заполнителей внутри, она оказалась настолько прочной, что, когда мы убрали первые опоры, верхняя плита даже и не сдвинулась с места. Она все еще плотно держалась. В самых узких местах, толщиной 1 м, она была укреплена тремя слоями 32-миллиметровой арматуры”.

“Итак, когда мы убрали первые опоры, ничего не произошло. И только когда мы убрали второй комплект опор, мы преодолели предела прочности секции сводчатой крыши в самом узком месте длиной 1 м”.

“И так разрушалась каждая вторая секция плиты. Можно с уверенностью сказать, конструкция была сконструирована на славу. Она была просто пуленепробиваемой!”.

Подпись к фото: Экскаваторы Tagregados разбирают плиту-фундамент бункеров в карьере Говайнш.

После множества повторений долбления, резки, измельчения в порошок и дробления, занимавшего около 3 га площади, отделенные сталь и бетон были отправлены на переработку.

По словам Диого, снос строения и вывоз образовавшегося мусора были завершены всего за 12 дней – что с лихвой укладывается в отведенный двухнедельный срок.

Подпись к фото: Образовавшиеся бетонные обломки были измельчены на месте, а затем отправлены на переработку.

Демонтаж коффердама

Успешный снос бетонного фундамента и последующее снятие коффердама (по соображениям безопасности) выступили сигналом завершения первого этапа проекта по сносу и рекультивации.

И после трехмесячного перерыва, в течение которого компания Iberdrola проводила испытания недавно созданного водохранилища на плотине Говайнш, компания DST приступила к заключительному этапу проекта – демонтажу гигантского коффердама, который защищал карьер от вод водохранилища.

Подпись к фото: DST открыла коффердам который когда-то окружал карьерный комплекс в двух местах, чтобы пропустить воду из недавно созданного водохранилища на плотине Говайнш.

“Когда мы возобновили работы на стройплощадке, у нас вновь было всего две недели на то, чтобы снять коффердам”, – говорит Нуно.

“И поскольку водохранилище теперь функционировало, уровень воды поднимался и опускался до определенных значений”.

Длина коффердама составляла более 0,5 км, высота – 5 м, ширина основания – до 30 м, а ширина верха – 6 м.

Подпись к фото: Длина коффердама составляла более 0,5 км, а высота – до 6 м.

Он состоял из грунта, подпорной стенки с каменной насыпью, двух слоев геотекстиля (1200 и 300 грамм) с непроницаемой пленкой ПНД между ними, которая защищала внешнюю сторону конструкции (со стороны воды).

Как только уровень воды в водохранилище достиг самого низкого уровня, начался активный процесс земляных работ, и, в конце концов, коффердам был полностью снесен, причем на два дня раньше запланированного срока.

Когда весь проект строительства плотины гидроэлектростанции был завершен, этот участок некогда узкой реки Торно был преобразован в действующее озеро-водохранилище, которое при максимальном уровне воды покрывало большую часть территории карьера Говайнш.

“Через несколько лет вы увидите, что вся территория покрыта растительностью. Деревья, кустарники, луга и вода – это все, что вы сможете лицезреть”, – заключает Нуно.

Карьер получил Европейскую премию в области устойчивого развития, присуждаемую UEPG.

Автор: Лейла Стид, 11 июня 2024. Издание Demolition & Recycling International.

The English version is available here.

Распечатать
Отправлено на модерацию!
Ok